Принцип «чем больше туристов, тем лучше» положительно влияет на экономику региона, его развитие и репутацию. Но вот бесконечный поток желающих отдохнуть на Чёрном море в Сочи или горах Красной Поляны обостряет вопрос кадрового голода. Иными словами, персонала в отельной сфере не хватает. Что делать? Как справляются с кадровыми вопросами отельеры Юга России?
Представить масштаб проблемы не так сложно. Достаточно сказать о том, что с Зимней Олимпиады-2014 турпоток в Сочи вырос с 5,6 миллиона гостей до 7,6 миллиона по итогам 2023 года. Цифра обещает увеличиваться в будущем, ежегодно прирастая на 200-300 тысяч туристов. К такому динамичному развитию событий отрасль была готова лишь отчасти. Дефицит кадров отмечается во всех сферах, что порой негативно сказывается на отдыхе людей.
Тема кадрового голода всё громче звучит на мероприятиях Ассоциации Отельеров АМОС. На заключительном круглом столе в деловом сезоне 2023-2024 эксперты отрасли обсудили наболевший вопрос и предложили свои варианты решения проблемы. Самые интересные мнения читайте в нашем материале!
Представить масштаб проблемы не так сложно. Достаточно сказать о том, что с Зимней Олимпиады-2014 турпоток в Сочи вырос с 5,6 миллиона гостей до 7,6 миллиона по итогам 2023 года. Цифра обещает увеличиваться в будущем, ежегодно прирастая на 200-300 тысяч туристов. К такому динамичному развитию событий отрасль была готова лишь отчасти. Дефицит кадров отмечается во всех сферах, что порой негативно сказывается на отдыхе людей.
Тема кадрового голода всё громче звучит на мероприятиях Ассоциации Отельеров АМОС. На заключительном круглом столе в деловом сезоне 2023-2024 эксперты отрасли обсудили наболевший вопрос и предложили свои варианты решения проблемы. Самые интересные мнения читайте в нашем материале!
Пик дефицита кадров ждёт Сочи в 2030 году
В Сочи санаторно-курортная сфера входит в тройку ведущих секторов экономики. По данным мэрии курорта, по итогам 2022-го года отрасль «сгенерировала» 57 миллиардов рублей. По объёмам предоставленных услуг, город – явный лидер в Краснодарском крае, обеспечивая более половины доходов отрасли региона.
В сфере гостеприимства задействовано около 30 тысяч человек. Они лечат, оздоравливают, убирают номера, кормят гостей, проводят экскурсии… Иными словами, обеспечивают полный спектр услуг для прибывших на курорт. И рабочих рук на всех желающих, которых с каждым годом становится всё больше, ощутимо не хватает. Рост туризма внутри страны привёл к ситуации, когда найти сотрудника в объект размещения сложнее, чем найти гостя! О причинах редакция портала «Новости&Смыслы» неоднократно писала в аналитических материалах. Мы уже рассказывали, что отельеров от кадрового голода могут спасти роботы и студенты (ссылка) и о том, кем лучше пойти работать в Сочи (ссылка).
Основные причины кадрового голода – это последствия демографических ям, низких зарплат в отрасли, отсутствия мотивации у персонала, пробелов с системой профессиональной подготовки… Не стоит забывать, что Сочи только переходит в график «всесезонности» – некоторые организации привлекают людей только летом и зимой. Как здесь говорить о стабильном коллективе и удержании квалифицированных специалистов?
– Проблема кадрового голода остро стоит не только в туризме, но и во всех отраслях в России, – говорит Елена Заплетина, руководитель гостиничного департамента ООО «Мантера Групп». – Более того, проблема глобальная и касается многих стран в связи с демографической ситуацией. В мире падает рождаемость, поэтому и кандидатов на вакансии у нас становится всё меньше. Если говорить про официальную статистику в России, то, по разным источникам, она составляет от 3 до 6%. Это говорит о том, что фактически любой человек может найти работу в любой отрасли. По сути, туризм и гостиничная отрасль конкурируют с другими отраслями экономики. Например, СВО привела к развитию военно-промышленного комплекса. И многие горничные, которые раньше приезжали в сезон работать в отелях Краснодарского края, сейчас могут делать выбор в пользу заводов и фабрик с более конкурентными зарплатами. Однако конкуренция за сотрудников в индустрии гостеприимства не всегда идёт в разрезе с денежным фактором. Мы начинаем больше конкурировать на уровне корпоративной культуры, эйчар-бренда. В объектах «Мантера Групп» многие видят нашу насыщенную корпоративную жизнь. И это привлекает! У нас есть много преимуществ для молодёжи. До конца года мы планируем принять на работу около 1000 сотрудников в новом курортном отеле «Mantera Supreme Seaside 5», который откроется в Сириусе.
В объектах «Мантера Групп» при решении кадрового вопроса делают акцент на ценности, которые важны для человека. Здесь уверены – необходимым навыкам можно научить! А вот общительность и любовь к людям – это внутренние настройки, обязательные для работы в индустрии гостеприимства.
– Почему кадровый дефицит испытывает именно туристическая отрасль? Здесь нужно выделить два момента, – продолжает Елена Заплетина. – Первое – массовый подбор на линейные позиции, которые традиционно самые дефицитные. Это администраторы, повара, горничные. Здесь мы подошли к необходимости использовать цифровые технологии массового подбора, когда с помощью аналитики идёт мониторинг воронки найма – со стадии размещения объявления, проведения первичных собеседований, принятия отказов и т.д. То есть, аналитика позволяет понимать кто наши потенциальные сотрудники, какая возрастная группа, география их поиска.
Ещё один фактор оттока рабочей силы – после пандемии коронавируса многие соискатели оценили формат дистанционной работы. Однако гостиничная отрасль не может предложить соискателям свободный график. Операционная деятельность, за исключением отделов продаж, финансов и закупок, подразумевает ежедневное общения с гостями.
По мнению экспертов, своего пика дефицит кадров достигнет в 2030 году, когда Сочи будет принимать 10 миллионов гостей в год – такую цифру прогнозируют в мэрии курорта. Это означает, что в ближайшие годы гостиницы будут активно конкурировать за персонал и проявлять креатив для привлечения персонала.
В сфере гостеприимства задействовано около 30 тысяч человек. Они лечат, оздоравливают, убирают номера, кормят гостей, проводят экскурсии… Иными словами, обеспечивают полный спектр услуг для прибывших на курорт. И рабочих рук на всех желающих, которых с каждым годом становится всё больше, ощутимо не хватает. Рост туризма внутри страны привёл к ситуации, когда найти сотрудника в объект размещения сложнее, чем найти гостя! О причинах редакция портала «Новости&Смыслы» неоднократно писала в аналитических материалах. Мы уже рассказывали, что отельеров от кадрового голода могут спасти роботы и студенты (ссылка) и о том, кем лучше пойти работать в Сочи (ссылка).
Основные причины кадрового голода – это последствия демографических ям, низких зарплат в отрасли, отсутствия мотивации у персонала, пробелов с системой профессиональной подготовки… Не стоит забывать, что Сочи только переходит в график «всесезонности» – некоторые организации привлекают людей только летом и зимой. Как здесь говорить о стабильном коллективе и удержании квалифицированных специалистов?
– Проблема кадрового голода остро стоит не только в туризме, но и во всех отраслях в России, – говорит Елена Заплетина, руководитель гостиничного департамента ООО «Мантера Групп». – Более того, проблема глобальная и касается многих стран в связи с демографической ситуацией. В мире падает рождаемость, поэтому и кандидатов на вакансии у нас становится всё меньше. Если говорить про официальную статистику в России, то, по разным источникам, она составляет от 3 до 6%. Это говорит о том, что фактически любой человек может найти работу в любой отрасли. По сути, туризм и гостиничная отрасль конкурируют с другими отраслями экономики. Например, СВО привела к развитию военно-промышленного комплекса. И многие горничные, которые раньше приезжали в сезон работать в отелях Краснодарского края, сейчас могут делать выбор в пользу заводов и фабрик с более конкурентными зарплатами. Однако конкуренция за сотрудников в индустрии гостеприимства не всегда идёт в разрезе с денежным фактором. Мы начинаем больше конкурировать на уровне корпоративной культуры, эйчар-бренда. В объектах «Мантера Групп» многие видят нашу насыщенную корпоративную жизнь. И это привлекает! У нас есть много преимуществ для молодёжи. До конца года мы планируем принять на работу около 1000 сотрудников в новом курортном отеле «Mantera Supreme Seaside 5», который откроется в Сириусе.
В объектах «Мантера Групп» при решении кадрового вопроса делают акцент на ценности, которые важны для человека. Здесь уверены – необходимым навыкам можно научить! А вот общительность и любовь к людям – это внутренние настройки, обязательные для работы в индустрии гостеприимства.
– Почему кадровый дефицит испытывает именно туристическая отрасль? Здесь нужно выделить два момента, – продолжает Елена Заплетина. – Первое – массовый подбор на линейные позиции, которые традиционно самые дефицитные. Это администраторы, повара, горничные. Здесь мы подошли к необходимости использовать цифровые технологии массового подбора, когда с помощью аналитики идёт мониторинг воронки найма – со стадии размещения объявления, проведения первичных собеседований, принятия отказов и т.д. То есть, аналитика позволяет понимать кто наши потенциальные сотрудники, какая возрастная группа, география их поиска.
Ещё один фактор оттока рабочей силы – после пандемии коронавируса многие соискатели оценили формат дистанционной работы. Однако гостиничная отрасль не может предложить соискателям свободный график. Операционная деятельность, за исключением отделов продаж, финансов и закупок, подразумевает ежедневное общения с гостями.
По мнению экспертов, своего пика дефицит кадров достигнет в 2030 году, когда Сочи будет принимать 10 миллионов гостей в год – такую цифру прогнозируют в мэрии курорта. Это означает, что в ближайшие годы гостиницы будут активно конкурировать за персонал и проявлять креатив для привлечения персонала.
Как аэропорт решает вопрос дефицита кадров?
С индустрией гостеприимства связана и воздушная гавань курорта, в режиме нон-стоп принимающая туристов со всей страны. Как здесь оценивают вопрос дефицита кадров?
– Персонал – это наша боль, – объясняет Алексей Комаров, управляющий директор Международного аэропорта «Сочи». – Чем мы отличаемся от отельеров и в чём им проигрываем? Дело в том, что для потенциального соискателя мы сложны в найме. На объекте транспортной инфраструктуры существуют федеральные требования по допуску на объект и различные проверки. Как и отельеры, мы привлекаем персонал из других регионов. Но привлекательность внутренней трудовой миграции становится всё хуже, потому что в регионах выравнивается зарплата. Не все понимают, а зачем переезжать в Сочи, если в своём городе можно заработать столько же, а в Сочи приехать отдохнуть?
Восполняя недостаток программ профподготовки, работодатели формируют свою «скамейку запасных». Сложно себе представить, если Международный аэропорт «Сочи» им. В.И. Севастьянова – единственная воздушная гавань Юга страны – вдруг остановится хотя бы на один день! Стратегический транспортный хаб должен работать всегда, поэтому в 2023 году он присоединился к программе «Профессионалитет». «Сервису на воздушном транспорте» сразу после 9-го класса сейчас обучают в двух ссузах курорта. Так обеспечивается приток новых кадров для коллектива, в котором уже работают свыше 2200 человек.
В этом проекте лежит отраслевой подход к адресной подготовке кадров для ключевых отраслей экономики, ведущих предприятий региона. Для студентов создали все условия для изучения тонкостей работы в аэропорту, назначили наставников, организовали практику и экскурсии. Заключение целевых договоров между студентами и работодателем даёт возможность трудоустроиться после получения диплома. Студент учится бесплатно, при этом заключает договор с организацией-работодателем, получает от неё стипендию, и в будущем обязуется прийти сюда на работу.
– Вопрос привлечения и удержания кадров является одним из приоритетных для аэропорта, – продолжает Алексей Комаров, управляющий директор Международного аэропорта «Сочи». – Для решения задачи аэропорт сотрудничает с профильными учебными заведениями, проводит стажировки и практики для студентов, предоставляет возможности профессионального роста и развития для сотрудников. Отметим, что аэропорты под управлением ООО «Аэродинамика» принимают участие в федеральном проекте «Профессионалитет». Выпускники специальности «Сервис на транспорте» смогут работать в аэропорту на должности «Агент пассажирского обслуживания», «Инспектор по досмотру». Отмечу следующую тенденцию на рынке труда – расходы на содержание привлечённых специалистов из других регионов перекладываются на конечного потребителя. И чтобы не развивать так называемый «маховик» в гонке по увеличению зарплат, необходимы кардинальные решения. Нужны определённые меры, чтобы соответствовать ожиданиям. Одна из них – внедрение в работу сервисов по цифровизации. Это поможет нам улучшить качество обслуживания и снизить затраты на содержание персонала. Как у работодателя у меня появляется возможность за счёт снижения фонда оплаты труда доплатить более ценным сотрудником или тем, кого нельзя заменить машиной.
– Персонал – это наша боль, – объясняет Алексей Комаров, управляющий директор Международного аэропорта «Сочи». – Чем мы отличаемся от отельеров и в чём им проигрываем? Дело в том, что для потенциального соискателя мы сложны в найме. На объекте транспортной инфраструктуры существуют федеральные требования по допуску на объект и различные проверки. Как и отельеры, мы привлекаем персонал из других регионов. Но привлекательность внутренней трудовой миграции становится всё хуже, потому что в регионах выравнивается зарплата. Не все понимают, а зачем переезжать в Сочи, если в своём городе можно заработать столько же, а в Сочи приехать отдохнуть?
Восполняя недостаток программ профподготовки, работодатели формируют свою «скамейку запасных». Сложно себе представить, если Международный аэропорт «Сочи» им. В.И. Севастьянова – единственная воздушная гавань Юга страны – вдруг остановится хотя бы на один день! Стратегический транспортный хаб должен работать всегда, поэтому в 2023 году он присоединился к программе «Профессионалитет». «Сервису на воздушном транспорте» сразу после 9-го класса сейчас обучают в двух ссузах курорта. Так обеспечивается приток новых кадров для коллектива, в котором уже работают свыше 2200 человек.
В этом проекте лежит отраслевой подход к адресной подготовке кадров для ключевых отраслей экономики, ведущих предприятий региона. Для студентов создали все условия для изучения тонкостей работы в аэропорту, назначили наставников, организовали практику и экскурсии. Заключение целевых договоров между студентами и работодателем даёт возможность трудоустроиться после получения диплома. Студент учится бесплатно, при этом заключает договор с организацией-работодателем, получает от неё стипендию, и в будущем обязуется прийти сюда на работу.
– Вопрос привлечения и удержания кадров является одним из приоритетных для аэропорта, – продолжает Алексей Комаров, управляющий директор Международного аэропорта «Сочи». – Для решения задачи аэропорт сотрудничает с профильными учебными заведениями, проводит стажировки и практики для студентов, предоставляет возможности профессионального роста и развития для сотрудников. Отметим, что аэропорты под управлением ООО «Аэродинамика» принимают участие в федеральном проекте «Профессионалитет». Выпускники специальности «Сервис на транспорте» смогут работать в аэропорту на должности «Агент пассажирского обслуживания», «Инспектор по досмотру». Отмечу следующую тенденцию на рынке труда – расходы на содержание привлечённых специалистов из других регионов перекладываются на конечного потребителя. И чтобы не развивать так называемый «маховик» в гонке по увеличению зарплат, необходимы кардинальные решения. Нужны определённые меры, чтобы соответствовать ожиданиям. Одна из них – внедрение в работу сервисов по цифровизации. Это поможет нам улучшить качество обслуживания и снизить затраты на содержание персонала. Как у работодателя у меня появляется возможность за счёт снижения фонда оплаты труда доплатить более ценным сотрудником или тем, кого нельзя заменить машиной.
Вместо сотрудников – роботы!
Ручной труд в России дорожает из года в год. Поэтому автоматизация и роботизация –один из реальных способов решить проблему дефицитов кадров как в индустрии гостеприимства, так и в других отраслях. Современная техника берёт на себя всё больше рутинных задач, освобождая время для «живых» сотрудников. Использование роботов снижает нагрузку на персонал и увеличивает производительность труда.
– У нас есть много проверенных роботизированных решений, которые позволяют снять нагрузку и положительно повлиять на проблему с кадрами, – рассказывает Анатолий Коровянский, основатель и владелец компании «Роботы в городе». – Чем же хороши роботы на таких позициях? Они круглые сутки выполняют свою работу с одним и тем же уровнем эффективности, без отпусков, перерывов, выходных и других отвлекающих факторов. Совсем недавно на рынке появился новый появился новый робот – консультант, который действительно поражает своими возможностями. И вот именно этот продукт может как существенно снимать нагрузку на персонал, так полноценно заменить одну единицу на ресепшн! Данное решение мы можем связать с любой используемой системой в отеле начиная от выдачи роботом гостю ключ-карты от номера, заканчивая самостоятельным бронированием услуги в Spa или столика в ресторане… Робота-консультанта в Сочи можно и нужно использовать в отелях в зоне ресепшен. Кроме вышеперечисленного робот проинформирует гостя как по отелю, так и по городу, развёрнуто ответив на все вопросы. Самое интересное, что робота можно приобрести с классической внешностью или изготовить эксклюзивную кастомизированную модель с внешностью любого человека. При желании можно даже изготовить двойника собственника отеля! Робот был представлен на Петербургском международном экономическом форуме и произвёл фурор. Так же его уже успешно используют в столице в качестве консьержа в жилых комплексах и апартаментах, и даже была поставка в Дубай. И вот теперь присядьте поудобнее – это полностью российская разработка, состоящая из российских компонентов, входит в пятёрку лучших человекоподобных роботов в мире! Мы недавно разговаривали с создателем этого робота, и он выразил огромное желание, чтобы в сегменте гостеприимства данное решение появилось именно в Сочи. Мы уже проводим ряд переговоров с крупными игроками и приглашаем коллег присоединиться к переговорному процессу.
Ещё один продукт уже знакомый многим – это Ketty Bot, который может обеспечить навигацию на объектах с большой территорией. Их удобно использовать в аэропортах, вокзалах, торговых центрах, где вопрос навигации всегда актуален. Ketty встретит на входе и проводит человека до стойки регистрации, в зону вылета и т.д. Заодно и сумку пассажирам «поможет» донести! В сентябре компания «Роботы в городе» привезёт уличные подметальные машины, уже четыре года пользующиеся огромной популярностью на азиатском рынке. Такая роботизированная система помогает подметать тротуары и собирать крупный мусор при любых погодных условиях. В Сочи есть желающие попробовать эту систему в действии. Многофункциональные роботы, доставщики и промоутеры, уже нормальное явление, которое в этом году набрало популярность. Прочно закрепились в стране и профессиональные роботы-уборщики.
– И, конечно же, мы делаем ставку на робота для служб Room Service – Flash bot, – продолжает Анатолий Коровянский. – Сценарий следующий: робот совершает автономную доставку заказа от точки «А» до точки «В» вне зависимости от этажности строения, что и является его основным преимуществом. В нашем случае это доставка заказа гостя, от кухни прямиком в номер. Всё, что требуется от ответственного сотрудника, – это поставить заказ в боксы робота и нажать кнопку на дисплее. С помощью специальной системы робот самостоятельно вызовет нужный этаж, безопасно и экологично доставит заказ, а по прибытию проинформирует гостя звонком в номер или смс «Ваш заказ готов!
– У нас есть много проверенных роботизированных решений, которые позволяют снять нагрузку и положительно повлиять на проблему с кадрами, – рассказывает Анатолий Коровянский, основатель и владелец компании «Роботы в городе». – Чем же хороши роботы на таких позициях? Они круглые сутки выполняют свою работу с одним и тем же уровнем эффективности, без отпусков, перерывов, выходных и других отвлекающих факторов. Совсем недавно на рынке появился новый появился новый робот – консультант, который действительно поражает своими возможностями. И вот именно этот продукт может как существенно снимать нагрузку на персонал, так полноценно заменить одну единицу на ресепшн! Данное решение мы можем связать с любой используемой системой в отеле начиная от выдачи роботом гостю ключ-карты от номера, заканчивая самостоятельным бронированием услуги в Spa или столика в ресторане… Робота-консультанта в Сочи можно и нужно использовать в отелях в зоне ресепшен. Кроме вышеперечисленного робот проинформирует гостя как по отелю, так и по городу, развёрнуто ответив на все вопросы. Самое интересное, что робота можно приобрести с классической внешностью или изготовить эксклюзивную кастомизированную модель с внешностью любого человека. При желании можно даже изготовить двойника собственника отеля! Робот был представлен на Петербургском международном экономическом форуме и произвёл фурор. Так же его уже успешно используют в столице в качестве консьержа в жилых комплексах и апартаментах, и даже была поставка в Дубай. И вот теперь присядьте поудобнее – это полностью российская разработка, состоящая из российских компонентов, входит в пятёрку лучших человекоподобных роботов в мире! Мы недавно разговаривали с создателем этого робота, и он выразил огромное желание, чтобы в сегменте гостеприимства данное решение появилось именно в Сочи. Мы уже проводим ряд переговоров с крупными игроками и приглашаем коллег присоединиться к переговорному процессу.
Ещё один продукт уже знакомый многим – это Ketty Bot, который может обеспечить навигацию на объектах с большой территорией. Их удобно использовать в аэропортах, вокзалах, торговых центрах, где вопрос навигации всегда актуален. Ketty встретит на входе и проводит человека до стойки регистрации, в зону вылета и т.д. Заодно и сумку пассажирам «поможет» донести! В сентябре компания «Роботы в городе» привезёт уличные подметальные машины, уже четыре года пользующиеся огромной популярностью на азиатском рынке. Такая роботизированная система помогает подметать тротуары и собирать крупный мусор при любых погодных условиях. В Сочи есть желающие попробовать эту систему в действии. Многофункциональные роботы, доставщики и промоутеры, уже нормальное явление, которое в этом году набрало популярность. Прочно закрепились в стране и профессиональные роботы-уборщики.
– И, конечно же, мы делаем ставку на робота для служб Room Service – Flash bot, – продолжает Анатолий Коровянский. – Сценарий следующий: робот совершает автономную доставку заказа от точки «А» до точки «В» вне зависимости от этажности строения, что и является его основным преимуществом. В нашем случае это доставка заказа гостя, от кухни прямиком в номер. Всё, что требуется от ответственного сотрудника, – это поставить заказ в боксы робота и нажать кнопку на дисплее. С помощью специальной системы робот самостоятельно вызовет нужный этаж, безопасно и экологично доставит заказ, а по прибытию проинформирует гостя звонком в номер или смс «Ваш заказ готов!
Где брать персонал?
Дефицит кадров сегодня во многом сдерживает развитие санаторно-курортной отрасли. Чтобы расширить спектр услуг, улучшить их качество и повысить конкурентоспособность, критически необходим постоянный приток новой рабочей силы.
– На данный момент кадровый голод существует в любой отрасли, сфера гостеприимства – не исключение, – подчёркивает Мила Фешкина, руководитель HR-отдела компании «Adamand Resort». – Конечно, есть проверенные методы привлечения специалистов. Однако прежние способы не всегда помогают, течение жизни вносит свои коррективы и существует большая потребность в изучении и применении новых способов решения проблемы. Мы привлекаем кандидатов с регионов, для чего создаём условия для релокации потенциальных специалистов, стараемся быть в рынке по уровню заработной платы. Работаем и со студентами как близких профильных учебных заведений, так и других. У нас существует система наставничества, способствующая более быстрой адаптации новых сотрудников, в том числе практикантов. Ещё мы работаем с кандидатами, имеющими ограничение по времени на работу в силу семейных обстоятельств (мамы с особенными детками). Для нас важен каждый работник в компании!
Успеха в подготовке кадров можно добиться только при тесном взаимодействии с организациями-заказчиками, которым необходимы квалифицированные специалисты. Образовательные организации перестраиваются в соответствии со спросом. В Сочинском институте транспорта и сервиса (ИТС), к примеру, приоритетно работают в контакте с работодателями. Новых сотрудников готовят под профильные задачи на конкретных предприятиях. В ИТС обучают специалистов среднего звена для самых востребованных отраслей – транспорта и дорожного хозяйства, сферы гостеприимства, землеустройства. По статистике, 92% выпускников либо трудоустроены по специальности, либо продолжают дальнейшее обучение уже в вузах.
В декабре прошлого года в рамках Премии Ассоциации Отельеров АМОС ИТС получил Диплом как ведущее учебное заведение в городе по подготовке специалистов для индустрии гостеприимства.
– Сочи – это уникальный, динамично развивающийся город-курорт, всегда находящийся в центре внимания, с развитием федеральной территории «Сириус» – инновационный научный центр, в котором планируются к реализации крупнейшие инфраструктурные проекты в сферах индустрии гостеприимства, транспорта, строительства новых автомобильных и железнодорожных магистралей, – объясняет Светлана Жадёнова, директор Ассоциации Дорожного Образования, советник директора Института транспорта и сервиса, секретарь Общественного совета министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, член Общественного совета при Федеральном совете дорожного агентства. – И всё это требует, безусловно, привлечения большого количества новых кадров, обладающих востребованными профессиональными квалификациями! Дефицит кадров – проблема, с которой сейчас сталкиваются все организации как сферы гостеприимства, так и транспорта, и в частности, дорожного хозяйства. Для успешного развития необходимо опережающее формирование кадрового потенциала. Мы же наблюдаем рост дефицита кадров, который обусловлен как демографической ситуацией в стране, так и недостатками существующей системы образования – вертикаль последовательной подготовки специалистов требует значительных усилий по восстановлению и совершенствованию.
Подготовка специалистов в принципе невозможна без тесных связей с предприятиями-работодателями, заинтересованных в квалифицированных кадрах, и они реализуются по нескольким направлениям. Во-первых, это отлаженный механизм производственных практик – студенты-дорожники участвуют в строительстве важнейших объектов не только в регионе, но и по всей России – это скоростной участок Москва-Казань автомобильной дороги М12 «Восток», автомобильные дороги М11 «Нева», М5 «Урал» и т.д. В октябре 2023 года ИТС было подписано Соглашение о социальном и профессиональном сотрудничестве с Ассоциацией Отельеров АМОС, а также с сетью Отелей «Mirror Group». Данные Соглашения о сотрудничестве позволяют распределять студентов на практику в лучшие отели и санаторные учреждения города студентов института с последующим трудоустройством. Во-вторых, ИТС имеет большой опыт и апробированные программы повышения квалификации и переподготовки для работников дорожной отрасли, сферы транспорта. Это может быть интересно для сотрудников аэропорта Сочи, например, в части современных дорожных строительных материалов для ремонта и содержания цементно- и асфальтобетонных элементов лётного поля.
В последние годы санаторно-курортная отрасль Сочи развивается ударными темпами. И рекордные цифры турпотока – не предел. В Сочи зарезервировано 770 гектаров земли под строительства новых отелей и гостиниц. По Генеральному плану до 2044 года город-курорт должен получить более 77 тысяч новых номеров. И сегодня совершенно логично, что любой проект в сфере гостеприимства должен на самых ранних стадиях решать вопросы с персоналом. Для этого необходимо интегрироваться в систему образования, разрабатывать меры поддержки для привлечения и сохранения кадров, внедрять современные методы управления и автоматизации, мотивировать и развиваться персонал. Только в этом случае действительно получится удовлетворить кадровый голод, а не «заедать» его время от времени.
СПРАВКА:
Статья подготовлена в рамках Круглого стола Ассоциации Отельеров АМОС 6 июня.
Партнеры проектов Ассоциации Отельеров АМОС:
Генеральный партнер проекта «Реновация» 2023-2024 гг. : Треартекс — бренд-амбассадор культуры текстиля, производитель пожаробезопасных тканей.
Официальные партнеры проекта «Реновация» 2023-2024 гг.: ORMATEK — федеральный бренд-производитель матрасов, специальная линейка Select для оснащения спальных мест номерного фонда; Роботы в городе — технологичные роботы для оптимизации уборки и сервисного обслуживания гостей; Фэнси Флор — напольные и настенные покрытия, 16 лет работы на рынке туриндустрии; Рос-отель БАКАУТ — производство мебели для гостиниц и отелей; Balsan — европейский бренд-производитель ковровых покрытий премиум-класса; SWG — светодиодное освещение; Фабрика 3D фигур — производство фигур, арт-объектов, Estre — поставщик товаров HoReCa; Интеркьюд — поставки операционного оборудования для отелей и апартаментов.
Партнеры Круглого стола 6 июня 2024 г: Arenza — инновационная лизинговая компания; Дом варенья — натуральные домашние варенья и соусы из спелых южных фруктов и ягод; Мацеста косметик групп — натуральная косметика, 10 лет на рынке красоты.
Официальный партнер Премии АМОС 2024 г.: Bronevik.com — российский отельный консолидатор; Кофейные традиции — поставщик кофе, чая, сопутствующих товаров, кофейного и чайного оборудования.
– На данный момент кадровый голод существует в любой отрасли, сфера гостеприимства – не исключение, – подчёркивает Мила Фешкина, руководитель HR-отдела компании «Adamand Resort». – Конечно, есть проверенные методы привлечения специалистов. Однако прежние способы не всегда помогают, течение жизни вносит свои коррективы и существует большая потребность в изучении и применении новых способов решения проблемы. Мы привлекаем кандидатов с регионов, для чего создаём условия для релокации потенциальных специалистов, стараемся быть в рынке по уровню заработной платы. Работаем и со студентами как близких профильных учебных заведений, так и других. У нас существует система наставничества, способствующая более быстрой адаптации новых сотрудников, в том числе практикантов. Ещё мы работаем с кандидатами, имеющими ограничение по времени на работу в силу семейных обстоятельств (мамы с особенными детками). Для нас важен каждый работник в компании!
Успеха в подготовке кадров можно добиться только при тесном взаимодействии с организациями-заказчиками, которым необходимы квалифицированные специалисты. Образовательные организации перестраиваются в соответствии со спросом. В Сочинском институте транспорта и сервиса (ИТС), к примеру, приоритетно работают в контакте с работодателями. Новых сотрудников готовят под профильные задачи на конкретных предприятиях. В ИТС обучают специалистов среднего звена для самых востребованных отраслей – транспорта и дорожного хозяйства, сферы гостеприимства, землеустройства. По статистике, 92% выпускников либо трудоустроены по специальности, либо продолжают дальнейшее обучение уже в вузах.
В декабре прошлого года в рамках Премии Ассоциации Отельеров АМОС ИТС получил Диплом как ведущее учебное заведение в городе по подготовке специалистов для индустрии гостеприимства.
– Сочи – это уникальный, динамично развивающийся город-курорт, всегда находящийся в центре внимания, с развитием федеральной территории «Сириус» – инновационный научный центр, в котором планируются к реализации крупнейшие инфраструктурные проекты в сферах индустрии гостеприимства, транспорта, строительства новых автомобильных и железнодорожных магистралей, – объясняет Светлана Жадёнова, директор Ассоциации Дорожного Образования, советник директора Института транспорта и сервиса, секретарь Общественного совета министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, член Общественного совета при Федеральном совете дорожного агентства. – И всё это требует, безусловно, привлечения большого количества новых кадров, обладающих востребованными профессиональными квалификациями! Дефицит кадров – проблема, с которой сейчас сталкиваются все организации как сферы гостеприимства, так и транспорта, и в частности, дорожного хозяйства. Для успешного развития необходимо опережающее формирование кадрового потенциала. Мы же наблюдаем рост дефицита кадров, который обусловлен как демографической ситуацией в стране, так и недостатками существующей системы образования – вертикаль последовательной подготовки специалистов требует значительных усилий по восстановлению и совершенствованию.
Подготовка специалистов в принципе невозможна без тесных связей с предприятиями-работодателями, заинтересованных в квалифицированных кадрах, и они реализуются по нескольким направлениям. Во-первых, это отлаженный механизм производственных практик – студенты-дорожники участвуют в строительстве важнейших объектов не только в регионе, но и по всей России – это скоростной участок Москва-Казань автомобильной дороги М12 «Восток», автомобильные дороги М11 «Нева», М5 «Урал» и т.д. В октябре 2023 года ИТС было подписано Соглашение о социальном и профессиональном сотрудничестве с Ассоциацией Отельеров АМОС, а также с сетью Отелей «Mirror Group». Данные Соглашения о сотрудничестве позволяют распределять студентов на практику в лучшие отели и санаторные учреждения города студентов института с последующим трудоустройством. Во-вторых, ИТС имеет большой опыт и апробированные программы повышения квалификации и переподготовки для работников дорожной отрасли, сферы транспорта. Это может быть интересно для сотрудников аэропорта Сочи, например, в части современных дорожных строительных материалов для ремонта и содержания цементно- и асфальтобетонных элементов лётного поля.
В последние годы санаторно-курортная отрасль Сочи развивается ударными темпами. И рекордные цифры турпотока – не предел. В Сочи зарезервировано 770 гектаров земли под строительства новых отелей и гостиниц. По Генеральному плану до 2044 года город-курорт должен получить более 77 тысяч новых номеров. И сегодня совершенно логично, что любой проект в сфере гостеприимства должен на самых ранних стадиях решать вопросы с персоналом. Для этого необходимо интегрироваться в систему образования, разрабатывать меры поддержки для привлечения и сохранения кадров, внедрять современные методы управления и автоматизации, мотивировать и развиваться персонал. Только в этом случае действительно получится удовлетворить кадровый голод, а не «заедать» его время от времени.
СПРАВКА:
Статья подготовлена в рамках Круглого стола Ассоциации Отельеров АМОС 6 июня.
Партнеры проектов Ассоциации Отельеров АМОС:
Генеральный партнер проекта «Реновация» 2023-2024 гг. : Треартекс — бренд-амбассадор культуры текстиля, производитель пожаробезопасных тканей.
Официальные партнеры проекта «Реновация» 2023-2024 гг.: ORMATEK — федеральный бренд-производитель матрасов, специальная линейка Select для оснащения спальных мест номерного фонда; Роботы в городе — технологичные роботы для оптимизации уборки и сервисного обслуживания гостей; Фэнси Флор — напольные и настенные покрытия, 16 лет работы на рынке туриндустрии; Рос-отель БАКАУТ — производство мебели для гостиниц и отелей; Balsan — европейский бренд-производитель ковровых покрытий премиум-класса; SWG — светодиодное освещение; Фабрика 3D фигур — производство фигур, арт-объектов, Estre — поставщик товаров HoReCa; Интеркьюд — поставки операционного оборудования для отелей и апартаментов.
Партнеры Круглого стола 6 июня 2024 г: Arenza — инновационная лизинговая компания; Дом варенья — натуральные домашние варенья и соусы из спелых южных фруктов и ягод; Мацеста косметик групп — натуральная косметика, 10 лет на рынке красоты.
Официальный партнер Премии АМОС 2024 г.: Bronevik.com — российский отельный консолидатор; Кофейные традиции — поставщик кофе, чая, сопутствующих товаров, кофейного и чайного оборудования.
Источник: News&Meanings