Всему научим сами! Как решают проблему дефицита кадров крупные холдинги?
Кадровый голод в индустрии гостеприимства подстёгивает крупные холдинги открывать собственные центры обучения. И это приносит свои плоды!
Отельеры отмечают, что рост туризма внутри страны привёл к ситуации, когда найти сотрудника в объект размещения сложнее, чем найти гостя! На сегодняшний день в сфере туризма и гостеприимства работают около 2,5 млн человек. В соответствии с нацпроектом «Туризм и индустрия гостеприимства» их количество к 2030 году должно вырасти до 4,7 млн! Поэтому система мотивации, карьерного роста и взращивания кадров уже сейчас должна быть индивидуально разработана в любом объекте размещения.
Некоторые крупные объекты решение кадровых вопросов берут в свои руки и самостоятельно обучают сотрудников. Среди удачных примеров – успешно действующая в Крыму Академия гостеприимства на базе отеля Mriya Resort & SPA, который представляет собой учебный центр для развития сотрудников и успешного построения карьеры. Интересный опыт и у «Мантера групп», чьи отели и ряд других предприятий курортной сферы (парки развлечений, игорные зоны и др.) работают в Сочи, Сириусе, на курорте Архыз. В 2024 году открылась «Академия Мантера» – система непрерывного обучения на основе опыта создания и управления крупнейшими туристическими объектами страны. Возглавил Академию Дмитрий Баталов – экономист, имеющий степень MBA по стратегическому менеджменту и более чем двадцатилетний опыт преподавания в ведущих российских и зарубежных вузах.
Насколько трудозатратный процесс внутри отелей и предприятий «Мантеры» по привлечению и адаптации новых сотрудников? Ведь суммарно здесь трудится около 9000 человек!
– Конечно, текучесть кадров присутствует сейчас во всех сферах, – поясняет Дмитрий Баталов. – Особенно это касается линейного персонала. Зачастую всё зависит от адаптации и для нас это ключевой вопрос. Мы бы хотели, чтобы все ребята, которые к нам приходят, задерживались у нас максимально долго, могли развиваться в своей карьере как вертикально, так и горизонтально. Что касается развития того персонала, который у нас работает, то мы готовим специальные программы по улучшению сервиса, наставничеству и т.д. Ещё у нас внедрена система «лидеры учат лидеров». Это значит, что все специалисты, которые стали руководителями, делятся опытом с другими ребятами, которые недавно пришли в отрасль и хотят развиваться. Мы своим примером показываем им, что это можно сделать при желании и тех возможностях, которые предоставляет «Мантера».С топ-менеджерами более сложный вопрос, но мы разработали специальную программу «Менеджерский интенсив», где шире смотрим на весь спектр рабочих моментов.
Нужны ли нам подобные образовательные центры развивать в масштабах всего Большого Сочи, Юга России, на курортах Абхазии? Да, конечно. Я думаю, что каждое предприятие чувствует, на что им сделать акцент. Если есть ощущение, что нужно привлекать вузы и ссузы – это необходимо делать. Например, мы сотрудничаем с РУДН, СГУ, Сибирским федеральным институтом (хоть он и далеко!), РГУТИС, Адыгейским национальным университетом, Южный федеральный университет, КГУ…
Стоит отметить, что, создавая нашу Академию, мы не подменяем тему повышения квалификации и получения образования в образовательных учреждениях. Мы дополняем эти знания с точки зрения практики.
По мнению председателя Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС Дмитрия Богданова, если такие крупные игроки как «Мантера Групп» могут создать свою Академию, то другим участниками рынка нужно учиться объединяться и совместно, желательно на площадках профильных общественных организаций (пример Гильдий в Средние века), начинать системно и грамотно заниматься решением кадровых проблем. Да, работы здесь не на годы, на десятилетия вперёд. Но заметных результатов можно добиться достаточно быстро – иногда буквально за три-четыре месяца!