Статьи

Гостевые дома под полный контроль?!

В Гос. Думу РФ поступил проект закона о гостевых домах. Документ невероятно короткий, а содержание предельно понятное – без регистрации в специальном реестре вся реклама гостевых домов на интернет-площадках и у агрегаторов будет запрещена. Причем закон планируют начать именно на Юге России – в Краснодарском крае и в Крыму. Чуть подробнее обо всем – в нашем материале…

Для начала – текст законопроекта. Наше мнение – в конце статьи!

Законопроект вносится депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

  • Костенко Н.В.
  • Лобач Т.Г.
  • Валуев Н.С.
  • Кривоносов С.В.
  • Демченко И.И.

Федеральный закон «О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах»

Статья 1. Общие положения

1. Провести в Республике Крым, Краснодарском крае, городе федерального значения Севастополе (далее - субъекты Российской Федерации), эксперимент по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах в целях обеспечения защиты прав потребителей, их безопасности, создания благоприятных условий для развития курортной инфраструктуры

(далее соответственно – эксперимент, участники эксперимента) и осуществить оценку его эффективности.

2. Включение в эксперимент иных субъектов Российской Федерации осуществляется путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Статья 2. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) гостевой дом – средство размещения, представляющее собой индивидуальный жилой дом или часть индивидуального жилого дома, в котором номера и помещения вспомогательного характера используются для осуществления деятельности по предоставлению гостиничных услуг;
2) номера гостевого дома – жилые помещения, предназначенные для временного размещения туристов (потребителей гостиничных услуг);
3) помещения вспомогательного характера в гостевом доме – помещения, которые используются собственником гостевого дома для оказания гостиничных услуг, в том числе услуг питания, бытового обслуживания, обеспечения досуга и отдыха туристов;
4) собственник гостевого дома – физическое лицо, обладающее правом собственности на гостевой дом и зарегистрированное в нем по месту жительства либо обладающее правом собственности на индивидуальный жилой дом (часть индивидуального жилого дома) (и зарегистрированное там в нем по месту жительства), расположенный на том же земельном участке, на котором расположен гостевой дом.
5) координатор эксперимента – уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Срок проведения эксперимента

1. Эксперимент проводится по 31 декабря 2026 года.

2. Внесение сведений о гостевых домах осуществляется с 1 января 2024 года в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, предусмотренный Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – единый перечень).

Статья 4. Требования, предъявляемые к гостевым домам

1. Гостевой дом подлежит обязательному включению в единый перечень.

2. Для внесения в единый перечень гостевой дом должен отвечать следующим требованиям:
1) общая площадь гостевого дома не превышает 1000 квадратных метров;
2) количество номеров в гостевом доме не превышает 15;
3) гостевой дом поставлен на государственный кадастровый учет;
4) гостевой дом соответствует категории «без звезд», в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостиницам данной категории, установленных положением о классификации гостиниц, утвержденных Правительством Российской Федерации;
5) гостевой дом размещается на земельном участке с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

3. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена предельная площадь гостевого дома менее 1000 квадратных метров.

4. Для целей включения в единый перечень общая площадь гостевого дома рассчитывается как общая площадь всех жилых помещений, расположенных на земельном участке, на котором расположен гостевой дом.

5. Порядок ведения единого перечня утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Реклама гостевых домов

Рекламирование оказания гостиничных услуг с использованием гостевого дома, включая объявления на сайтах агрегаторов информации о гостевом доме без указания регистрационного номера, присвоенного гостевому дому при внесении сведений о нем в единый перечень, запрещается и влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Учет и инструменты регулирования эксперимента

1. Участники эксперимента представляют ежегодный отчет о результатах проведения эксперимента до 15 января года, следующего за отчетным, координатору эксперимента. Форма указанного отчета и порядок его представления определяются координатором эксперимента.

2. После окончания срока проведения эксперимента координатор эксперимента в течение трех месяцев представляет доклад в Правительство Российской Федерации.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2024 года.

А теперь – вопросы!

Эксперты, опрошенные Ассоциацией Отельеров АМОС, практически все попросили время на анализ текста законопроекта. Но даже просто по прочтению у многих уже возникли вопросы, которые мы и приводим ниже:

  • Данный закон, в случае его принятия, коснется огромного числа собственников жилья на Юге России, а далее и по всей стране. Быть может, стоит не упираться в столь короткий срок рассмотрения, а устроить более широкое обсуждение с привлечением профильных общественных организаций в сфере туризма и гостиничной индустрии?!
  • Если эксперимент начнется на Юге России, то мы получим не совсем равные условия для тех, кто ведет бизнес в регионах действия закона и тех, кто ведет бизнес в других регионах, либо, например, в Абхазии. Насколько это справедливо?
  • Предлагаемая схема учета гостевых домов легко обходится, к примеру, через рекламу не на сайтах-агрегаторах. Владелец может вести страницу в социальных сетях или в телеграмм-канале. Быть может, стоит более тщательно продумать все последствия данного законопроекта?
  • Мы видим вновь рост административной нагрузки на бизнес и не видим мер поощрения. Быть может, стоит не только использовать «кнут», но подумать и о «пряниках»?

Отдельно отметим, что подавляющее большинство владельцев гостевых домов, опрошенные нашей редакцией, даже не в курсе того, что в Государственную Думу поступил данный законопроект и уже готовится второе чтение. Наверное, информационная кампания должна быть более масштабной, как по времени проведения, так и по реальному охвату тех, на кого данный закон направлен. Были ли текст законопроекта хотя бы раз размещен в общефедеральных СМИ и сколько человек прочли этот материал?

Ассоциация Отельеров АМОС переадресует эти вопросы и те, что поступят в ближайшее время в профильный Комитет Гос. Думы и в общероссийские организации в сфере туризма.