Президент РСТ Илья Уманский — о развитии туризма в стране и на выездных направлениях, росте цен, ключевых проблемах, мешающих развитию отрасли и многом, многом другом…
Главное из интервью Ильи Уманского, президента РСТ, для «Известий»:
Мы рассчитываем, что по итогам 2022 года объем внутреннего турпотока достигнет 61 млн человек. Это сравнимо с 2019 годом, который был рекордным для индустрии — тогда по России путешествовали около 65 млн. Также это заметный рост по сравнению с 2021 годом, когда в поездки по стране отправились 52 млн человек.
Что касается выездного туризма, то объем потока в этом году составит примерно 8 млн человек — это на миллион меньше, чем годом ранее. По сравнению с допандемийным 2019 годом, турпоток за рубеж сократился почти на 60%, или 11 млн человек. Основная проблема с полетами за границу — нехватка в России самолетов, которые могли бы это делать без ограничений.
Лидеры среди стран остаются неизменными — это Турция, Египет, ОАЭ, а в последнее время и Таиланд. Турпоток в Турцию из России в этом году составит порядка 5 млн человек, что на 300 тыс. больше, чем в прошлом году. Но разница с 2019 годом заметная — тогда в Турции отдохнули около 6,9 млн россиян.
Если в июне 2022 года у нас было всего 40 самолетов, которые имели исключительно российскую регистрацию, то сейчас, в декабре, их более 200.
К сожалению, мы не видим особенных изменений в структуре популярных направлений внутри страны. Сезон у нас очень узкий — с середины июня по конец августа, и люди стремятся провести эти теплые дни на море. А самое главное, что туристические потоки определены той гостиничной емкостью, которой обладают регионы. В этом году мы впервые увидели, как самолеты в Сочи не заполняются потому, что непосредственно на месте достигнута предельная вместимость в отелях и в частном секторе. Такого никогда не было ранее.
Ключевая проблема во внутреннем туризме — нехватка туристической инфраструктуры. И, к сожалению, строительство гостиничных комплексов — это долговременный процесс, он занимает порядка 4–5 лет. Частично проблема решается возведением кемпингов и глэмпингов, что намного быстрее и проще.
Безусловно, сохраняется проблема с транспортной доступностью достопримечательностей и целых регионов. В норме стоимость транспорта в структуре путевки не должна превышать 30%, если речь идет о поездках внутри континента, и 50% — если поездка между континентами. В России доля транспорта составляет в среднем 50% от стоимости турпакета, а в некоторых случаях достигает 75% — например, при путешествии из Норильска в Сочи. Это очень нехороший показатель, и, на мой взгляд, решение проблемы — в развитии конкуренции среди коммерческих компаний, появлении внутри России лоукостеров. Государство должно стимулировать бизнес, чтобы он этим занимался.
Среди направлений у нас все последние годы лидирует одна и та же пятерка — Краснодарский край, Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург и Крым. Крым, кстати, в этом году остался среди лидеров, несмотря на проблемы с транспортной доступностью: авиасообщения нет с конца февраля, а поездов недостаточно, чтобы развезти всех желающих. В связи с этим турпоток на полуостров по итогам года упал на 30%.
Рекордный рост на 300% показал Дагестан — и так происходит уже не первый год. Вообще регион Северного Кавказа стремительно набирает популярность — это и Чечня, и Осетия. Но, опять-таки, все успехи упираются в ограниченный номерной фонд, выше которого не прыгнешь.
Также заметно растет спрос на путешествия в Тюмень, Мурманскую область, на Алтай, Байкал, Дальний Восток, в Калининградскую область.
Горнолыжный отдых среди россиян становится всё более востребован. Но в России недостаточно курортов, обеспечивающих хорошее качество катания. И этот вопрос остро встал именно сейчас, когда туристы столкнулись с ограничениями на поездки на европейские горнолыжные курорты, которые традиционно пользовались популярностью.
Мы видим, что в России строятся новые курорты и развиваются существующие, поэтому в перспективе острота этого дефицита будет несколько снижена. Но быстро это произойти не может — возведение горнолыжного курорта занимает не менее пяти лет в связи с особенностями строительства в горной местности и согласованием с экологическими инстанциями.
Если говорить про Россию, то в этом году Сочи остался единственным южным морским направлением, куда можно было добраться самолетом. Поэтому в Сочи мы увидели самый значительный рост цен — в среднем на 17% по сравнению с прошлым годом. Надо понимать, что речь идет о средней температуре по больнице, поскольку мелкие отели могли вообще не подорожать, а востребованные «пятерки» — наоборот, взлететь в цене.
На удивление стоимость отдыха на других курортах Краснодарского края тоже подросла на 10% — туристы долетели до Сочи самолетами, а дальше спокойно отправились на поездах. В Крыму стоимость отдыха относительно 2021 года не выросла.
Несмотря на то, что в целом по году курс доллара был приемлемый и даже низкий, стоимость туров за рубеж всё равно выросла примерно на 30% к прошлому году. И связано это с ограничениями перевозки, нехваткой самолетов, как мы сказали выше. Сейчас валюты растут вновь — и не исключено, что туры за рубеж подорожают уже на 50%.
В следующем году, я думаю, туры по России подорожают процентов на 7–10, в пределах инфляции. Тоже всё зависит от обстоятельств — например, откроются ли южные аэропорты или нет.
Факт в том, что денег бюджетных на кешбэк за путевки нет. Тем не менее, эта мера исключительно важна для туристов, бизнеса и в целом экономики. Поэтому мы всеми доступными способами пытаемся сделать, чтобы туристический кешбэк был, и убедить в этом тех, кто принимает решения.