Статьи

Санатории vs отели: у кого выручка больше?!

Увы, но даже многие специалисты туристической отрасли и курортной сферы не всегда четко, в цифрах, представляют себе реальную ситуацию на рынке – какая у кого выручка, какие цифры по прибыли, по иным важным показателям. И это понятно, ведь грамотного подхода к статистике у нас в Краснодарском крае пока нет – даже обсуждение этого наиважнейшего вопроса только в самом начале процесса.

Редакция «Новости & Смыслы» вместе с экспертами Ассоциации Отельеров АМОС тщательно мониторит данные от властей и органов статистики и старается свести информацию в более наглядную форму.

Выручка санаториев и отелей Краснодарского края в 2023 году

Для начала давайте посмотрим на цифры выручки предприятий санаторно-курортного комплекса и гостиничной индустрии Краснодарского края за прошлый 2023 год:

  • Выручка санаториев за 2023 год – 60 млрд рублей, рост к 2022 году 17%;
  • Выручка крупных отелей за 2023 год – 53,8 млрд рублей, рост к 2022 году 23,7%;

И это при том, что отелей и гостиниц (речь сейчас только про крупные объекты, без учета мини-отелей и гостевых домов) в регионе заметно больше, чем санаториев, к тому же каждый год мы слышим про новые и новые крупные гостиничные комплексы.

Также отметим, что за 2023 год санатории Краснодарского края показали цифру в 13,9 млн ночевок, что, согласитесь, весьма впечатляющая цифра. По отелям такой статистики нам выяснить не удалось.

Светлана Дудукчян, руководитель туроператора «Здоровый мир – Сочи», так прокомментировала информацию по выручке отелей и санаториев Краснодарского края:

Наши санатории, увы, не всегда умеют красиво и грамотно рассказать о себе, о своих возможностях по оздоровлению взрослых и детей, о предлагаемых услугах и развитой инфраструктуре. С одной стороны – это понятно, ведь часто в штате санатория нет специалистов по маркетингу и pr, с другой – ситуацию однозначно нужно менять. Наш регион обладает уникальной лечебной и диагностикой базой, в наших санаториях работают опытные врачи, имеется самое современное медицинское оборудование, а природные ресурсы, как та же Мацеста, позволяют решать самые сложные задачи по восстановлению здоровья. Но нужна красивая упаковка.

Для того, чтобы было более понятно о том, как развивается санаторно-курортная сфера в целом по России, приведем еще несколько цифр, опубликованных не так давно на сайте РБК:

— Рейтинг по выручке среди ведущих регионов России в санаторно-курортной теме по итогам 2023 года возглавил рейтинг Краснодарский край с доходами санаториев 60 млрд руб., показатели за год выросли на 17%.

На втором месте санатории Ставрополья с 42 млрд руб. доходов, рост к 2022 году — 31%. Тройку лидеров замкнул Крым с доходами 13,5 млрд руб., показатели сократились на 11% к предыдущему году. На четвертом месте Алтайский край — доходы выросли на 13%, до 10,3 млрд руб. На пятом месте Московская область, где санатории заработали 8,2 млрд руб., увеличив доход на 9%.

В топ-10 также вошли санатории Тюменской области (6,5 млрд), Татарстана (5,6 млрд), Пермского края (4,3 млрд) и Санкт-Петербурга (3,5 млрд руб.)

Резкий старт у отелей и санаториев в первом квартале!

Краснодарстат в своем исследовании потребительского рынка региона по итогам первого квартала 2024 года приводит следующие цифры:

— Доходы коллективных средств размещения Краснодарского края (т.е. отелей и санаториев вместе взятых, но без учета представителей малого бизнеса) в первом квартале 2024 года составили 21,9 млрд руб., что на 25,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Доходы гостиниц и подобных средств размещения год к году выросли на 24,3% и достигли 14,3 млрд руб.

Прокомментировать информацию мы попросили Дмитрия Богданова, председателя Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС:

— Наша Ассоциация системно старается отслеживать ситуацию в индустрии гостеприимства и по итогам первых пяти месяцев можно однозначно сказать о серьезном приросте выручки и у отелей, и у санаториев Краснодарского края. Ключевых факторов, которые позволили добиться данного результата, несколько:

  • Отрасль туризма адаптируется к закрытым аэропортам, гости привыкают выбирать иные маршруты на наши курорты, как следствие – растет турпоток в Сочи, Анапу, Геленджик и на другие курорты края;
  • Строятся и вводятся в строй новые отели, увеличивается номерная емкость;
  • Практически все объекты, вкл. санатории, значительно подняли стоимость услуг, что сразу дает результат в виде прироста выручки в целом по отрасли;

Но стоит учитывать и тот факт, что рост общей выручки отнюдь не означает хорошей ситуации и процветания для отдельно взятого объекта размещения. Тут, как раз, могут быть и весьма непростые моменты, когда у отеля или санатория выручка не растет или растет незначительно, а вот расходы расту на 25-30%, иногда до 40% и выше. Все же для подавляющего большинства объектов размещения первые пять месяцев в году по-прежнему остаются глубоко убыточными.

Но, надо отметить, что санатории Краснодарского края даже на фоне наших известных отелей и гостиниц показывают весьма хороший результат, и по масштабам выручки, и по темпам прироста. Стоит отметить, что по данным прошлого года, при выручке 60 млрд рублей, санатории края получили прибыль 16 млрд рублей – что уже делает данную сферу весьма привлекательной и для инвесторов. Я уверен, что в ближайшие несколько лет мы увидим активное развитие санаторно-курортной сферы Краснодарского края и Юга России.
Источник: News&Meanings